РП Литература 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 19» г. Калуга

Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол №1от 30.08.20

Согласовано
зам. директора по УВР
Кирилина Д.Ю.
30.08.20

Рабочая программа
по Литературе
10-11 класс
Срок реализации
2 года

Разработчик:
Иванушкина Анастасия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы

Приложение №1 к ООП СОО
Утверждено
Приказом №116/01.11 от 30.08.2020г.
по МБОУ «Гимназия №19» г. Калуги

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета разработана:







на основе Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных
стандартов общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 года с
учетом федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ от 9
марта 2004 года № 1312);
С учетом Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в образовательных организациях;
на основе Примерной программы федерального компонента государственных
образовательных стандартов, основной образовательной программы ОУ, авторской
программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин, Н.В.Беляева. М.-Просвещение, 2010 г.), с учетом Примерной
основной образовательной программы основного общего образования (Письмо
департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от
01.11.2011г № 03-776);

1.1. Место предмета в учебном плане:

Курс литературы в 10 - 11классах общеобразовательной школы рассчитан на 102
учебных часа (3 часа в неделю) в каждом классе.
Годы обучения
10 класс

Количество часов в Количество
неделю
учебных недель
3
34

Количество часов в
год
102

11 класс

3

102

итого

34

204

1.1. Цели и задачи дисциплины (общая характеристика предмета):
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
2

аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и
способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся
от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора
учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и
родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие
художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и
навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительновыразительными средствами.

1.4. Требования к результатам обучения и уровню освоения предмета
литературы
Требования к уровню подготовки обучающихся X-Х1 классов
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой
эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных
периодах его развития; черты литературных направлений;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, художественного времени и пространства,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; связывать литературную классику со временем написания, с
современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
3

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять
черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на
литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и
оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных
отношений.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов
10

Обязательная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Внеклассное чтение
контрольные работы
Промежуточная аттестация в форме

11

136
136
5
6
3
3
Контроль Контро
ная
льная
работа
работа

4

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета литература
10 класс
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)
разделов и тем
1
2
Раздел 1. Введение Общая характеристика русской литературы XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.
Национальное самоопределение русской литературы.
Раздел 2 Литература первой половины XIX века
Тема 2.1.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода,
Поэтические
духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с
предшественники
социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
А.С.Пушкина:
Г.Р.Державин,
В.А.Жуковский,
К.Н.Батюшков
Жизнь и творчество (обзор).
Тема 2.1.
А. С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на
Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Демон», «Осень», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Вольность».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в
творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого
бытия).
Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра.
Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для
русской и мировой культуры.
Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
Жизнь и творчество (обзор).
Тема 2.2.
М. Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К
» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...».
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии,

Объем
часов
3
1

98
1

8

2
7

5

Тема 2.3.
Н В. Гоголь.
Тема 2.4.
Внеклассное чтение
Н.Г. Чернышевский
«Что делать»
Тема 2.5.
Ф. И. Тютчев

Тема 2.6.
А. А. Фет

Тема 2.7.
И. А. Гончаров

Тема 2.8.
А. Н. Островский
Драма «Гроза»

Внеклассное чтение
«Свои люди –
сочтемся!»

любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова
Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Невский проспект», «Портрет».
Образ Петербурга. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». «Четвёртый сон Веры Павловны» Анализ сна.

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...»,
«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «Природа – сфинкс…», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» .
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные
темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное
чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще
майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь,
смерть).
Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в
произведении.
Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в
ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля
Гончарова.
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких
нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия
и символика пьесы.Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство
Островского.Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
Обзор комедии Островского. Пьеса «Свои люди – сочтёмся!»
Классное сочинение по творчеству А.Н.Островского

2
7

1

3

2

6

5

1
2

6

Тема 2.9.
Н. А. Некрасов

Тема 2.10.
И. С. Тургенев

Тема 2.11.
Ф. М. Достоевский

Тема 2.12.
Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Еду ли ночью по улице
темной».
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты
простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть).
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова.
Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы
помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны,
смысл «бабьей притчи».
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система
образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе:
братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы
в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа,
своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в
ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.
Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные
персонажи.
Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и
образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их
художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение
разных «точек зрения».
Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и
мировое значение творчества писателя.
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий
князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение

7

9

2
7

13

7

светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа
Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории.
Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское
сражение как идейно-композиционный центр романа.
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального
характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»).
Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные
открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Жизнь и творчество (обзор).
Тема 2.13.
М. Е. Салтыков«История одного города» (обзор).
Щедрин
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.
Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
«Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
алогизм.
Жизнь и творчество (обзор).
Тема 2.14.
Н. С. Лесков
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ
Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской
повествовательной
манеры.
Жизнь и творчество.
Тема 2.15.
А. П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для
изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Попрыгунья».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького
человека" и е отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу.
Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской
прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм,
подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.
Тема прошлого, настоящего ибудущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе.
Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чеховадраматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Классное сочинение по творчеству А.П.Чехова
Раздел 3 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

1
4

2

6

2
2

8

Тема 3.1.
И.В.Гете.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного
процесса. Символизм.

1

Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерание.
Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.
Теория. Философская трагедия.
Тема 3.2.
О.де Бальзак

. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак- писатель-реалист.
«Гобсек». Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести губительной силы и власти денег.

Русская литература 19 века (обобщение)
Итоговая контрольная работа

1
1
2
102 часа

11 класс
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Введение

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)
2

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения
в судьбе России в XX веке.
Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература,
официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло
разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема
ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Раздел 2 Литература начала XX века
Тема 2.1.
Литература начала XX
века

Объем
часов
3
1
1

1

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия,
сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей,
школ, групп.

Раздел 3 Писатели-реалисты начала XX века

1

16

9

Тема 3.1.
Иван Алексеевич
Бунин.

4
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других
стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений.
Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из
Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и
запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим
социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности
«внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в
бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм пейзажа в
художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и
ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия
повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность
мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа.
Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической
прозы в творчестве А. И. Куприна. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление
представлений).

4

Сочинение по творчеству И.А.. Бунина и А.И. Куприна
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народнопоэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и
Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия
произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения,
иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов),
правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Сочинение-рассуждение по пьесе «На дне»
Раздел 4 Серебряный век русской поэзии.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Тема 4.1.
«Старшие
символисты»: Н.
Минский, Д.
Мережковский, 3.
Гиппиус, В. Брюсов,
К.Бальмонт, Ф.
Сологуб.
«Младосимволисты»:
А. Белый, А. Блок,
Вяч. Иванов.
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других
Тема 4.2.

1
6

Тема 3.2
Александр Иванович
Куприн.

Тема 3.3
Максим Горький.

1
15
1

1

10

Валерий Яковлевич
Брюсов.
Тема 4.3.
Константин
Дмитриевич Бальмонт.
Тема 4.4.
Андрей Белый (Б. Н.
Бугаев).
Тема 4.5.
Акмеизм
Тема 4.6.

стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история,
смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем
как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии
Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на
мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником
(сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки
акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева.
Николай Степанович
Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности
Гумилев.
существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX
века.
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии
Тема 4.7.
Футуризм
будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников,
Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма
крупнейшими его представителями.
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три
Тема 4.8.
Игорь Северянин (И.
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического
В. Лотарев).
творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
Тема 4.9.
А.А. Блок
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны
для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и
образы ранней поэзии:
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и
символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира
поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях
произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.
Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века
Раздел 5 Новокрестьянская поэзия

1

1

1
1

1

2

5

1
7

11

Жизнь и творчество.
(Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других
стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции
Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и
Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой
полемики.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь
Тема 5.2.
Сергей Александрович уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не
Есенин.
плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке
Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм —
специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.
Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое
восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности
человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление
понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения
(углубление понятия).
Раздел 6 Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика
Тема 6.1.
Литература 20-х годов литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,
XX века
«Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.
Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски
поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в
творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической
орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева,
«Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Тема 6.2.
Владимир
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
Владимирович
«Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии»,
Маяковский.
«Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен
выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос
революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие
любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта
жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Раздел 7. Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Тема 5.1.
Николай Алексеевич
Клюев.

1

6

7
3

4

18

12

Тема 7.1.
Литература 30-х годов
XX века (Обзор)

Тема 7.2.
Михаил Афанасьевич
Булгаков.

Тема 7.3.
Андрей Платонович
Платонов.
Тема 7.4.
Внеклассное чтение
Замятин «Мы»
Тема 7.5.
Анна Андреевна
Ахматова.

Тема 7.6.
Осип Эмильевич
Мандельштам.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание
миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,
М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов:
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.)
История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном
водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений
повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и
Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.
Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в
атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н.
В. Гоголь).
Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя —
мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни»
как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его
творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Обзор романа-антиутопии. Понятие романа-антиутопии.

1

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я
научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и
глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой.
Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность
темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.
Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического
обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих
веков...», «Я вернулся в мой город, знакомыйдо слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы
живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества
поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательноживописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное
многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века

4

6

3

1

2

13

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в
руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта,
значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой,
определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический
максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. «читателей газет». Образы
Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны (обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный
Тема 8.1.
Литература периода
жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика
Великой
А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,
Отечественной войны
А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни
А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П.
Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями
лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенносимволическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М.
Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической
ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Раздел 9 Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В.
Тема 9.1.
Литература 50—90-х
Быкова, Б. Васильева и др.
годов (Обзор)
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и
др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской
классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е.
Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю.
Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза.
Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.
Залыгина,В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие
игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г.
Иванов, Г. Адамович,Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного
процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство,
современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Тема 9.2.
Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю,
Александр
никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
Трифонович
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех
Тема 7.7.
Марина Ивановна
Цветаева.

2

3
4

28
4

2

14

Твардовский

Тема 9.3.
Борис Леонидович
Пастернак

Тема 9.4.
Александр Исаевич
Солженицын.
Внеклассное чтение
Тема 9.5.
Варлам Тихонович
Шаламов
Тема 9.6.
Николай Михайлович
Рубцов.
Тема 9.7.
Виктор Петрович
Астафьев
Тема 9.8.
Валентин Григорьевич
Распутин.
Внеклассное чтение
Тема 9.9.
Иосиф Александрович
Бродский
Тема 9.10.
Булат Шалвович

других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к
судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа.
Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется
дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве
Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений,
удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое
своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные
мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его
органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в
повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи.
Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной
власти сталинской эпохи.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.)
Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и
глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии,
когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя.
Новаторство Шаламова-прозаика.
«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовны мир человека, его
нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный
событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести
«Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями
русской классики.
Сочинение по творчеству Распутина В.Г.
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен
выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность
сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий,
ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную
стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь
пересилить беду...», (Возможен выбор других стихотворений.)

4

3

1

1

2

3

1
1

1

15

Окуджава.
Тема 9.11.
Юрий Валентинович
Трифонов
Тема 9.12.
Александр
Валентинович
Вампилов.
Тема 9.12.
Внеклассное чтение
А.В. Вампилов

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая
вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных
поэтов-бардов.
Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях
городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия
повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система
образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

1

2

«Прогулки по Кутулику»

1

Сочинение по творчеству Вампилова

1

Раздел 10. Из литературы народов России

1

Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...»,
«Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о
родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного
человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Раздел 11 Литература конца XX — начала XXI века
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В.
Тема 11.1.
Общий обзор
Токарева, Ю. Поляков и др.
произведений
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О.
последнего
Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
десятилетия.

1

Раздел 12. Из зарубежной литературы

4

Тема 10.1.
Мустай Карим.

1

1

Тема 12.1.
Джордж Бернард Шоу.

«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.) «Дом, где
разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство
писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных
предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы.
Открытый финал. Сценическая история пьесы.

1

Тема 12.2.
Томас Стернз Элиот

Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры,
начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира,
Дж. Донна и др.).
. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение
человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

1

Тема 12.3.
Эрнест Миллер
Хемингуэй

1

16

(Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция
жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность,
готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов,
психологический подтекст).
Раздел 13 Русская литература 20-21века (обобщение) Контрольная работа
Тема 12.4.
Эрих Мария Ремарк.
«Три товарища».

1

1
102 часа

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Оборудование и ТСО: проектор, персональный компьютер, экран, колонки
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: диски, комплекты таблиц,
библиотека кабинета русского языка и литературы, видеофильмы, поставленные по
произведениям классиков;
аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
тестовый материал для контроля знаний

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
класс
10

11

Название учебника
Литература. Учебник для
общеобразовательных
учреждений. В 2 ч.
Литература. Учебник для
общеобразовательных
учреждений. В 2 ч.

Интернет-ресурсы:
1. http://prosv.ru/
2. https://infourok.ru/
3. http://www.klassnye-chasy.ru/
4. http://www.uchportal.ru/
5. www.fipi.ru
6. https://www.youtube.com/

Интернет-ресурсов,

Автор, издательство, год
Под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва,
В. И. Коровина, 2016
Под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва,
В. И. Коровина, 2017

7. http://rus.1september.ru
8. http://www.zavuch.ru/
9. http://nsportal.ru/
10. https://videouroki.net./
11. http://www.prodlenka.org/
12. http://wikipedia/

Дополнительные источники:
1. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе.
10 класс. – М.: Вако, 2009
2. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе.
11 класс. – М.: Вако, 2009

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842)557-283, 557-580

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».